Цель: расширить знания учащихся о фразеологизмах, научить ребят правильно понимать и объяснять значения фразеологических оборотов, употреблять их в речи, развивать связную речь, воспитывать культуру речи.

Учитель: Дорогие друзья, дверь в клуб весёлых и находчивых открывает конкурс-разминка «знаешь ли ты?» я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение. (вопросы задаются по очереди)

- Водой не разольёшь – неразлучные друзья;

- Как в воду опущенный – грустный человек, у которого неприятности;

- Толочь воду в ступе – выполнять бесполезную работу;

- Воды не замутит – очень тихий человек;

- Как в воду глядел – угадал, предсказал;

- Как две капли воды – очень похожи;

- Прошли огонь, воду и медные трубы – всё испытали.

Учитель: Наши гости входят в состав многоуважаемого жюри и сейчас подведут итоги первого конкурса-разминки.

Мы продолжаем путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко. Здесь понадобится ваши знания и «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песне В.Высоцкий:

Много прекрасного в этой стране:

Можно запутаться и заблудиться.

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок,

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело?...

Учитель: Перед вами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещет вода. Не случайно все фразеологизмы нашей разминки включали это слово. Итак, вопрос: « Скажите, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово «вода»?» ( Кроме названых). За каждый правильный ответ команда получает одно очко. ( Утопить в ложке воды, концы в воду, вилами по воде писано, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды)

Молодцы! А теперь вспомните фразеологизмы со словом «вода» в украинском языке (Товкти воду в ступі, нерозлийвода, лити воду на чийсь млин, як з гуски вода, вода й камінь точить)

Слово жюри. Итоги конкурсов и общий счёт.

Учитель: Обратите внимание, ребята, на то, что многие из названых вами словосочетаний могут употребляться и как устойчивые словосочетания, и в прямом значении. Например, если мы скажем «Из треснувшего кувшина много воды утекло» Как вы понимаете эту фразу? Правильно, так мы излагаем о том, что из разбитого кувшина утекло много воды. А если мы говорим «С тех пор много воды утекло» ? Да, здесь речь идёт о времени.

Вопрос. Я буду называть сочетания слов, а вам нужно составить такие предложения, чтобы эти слова были употреблены и в прямом, и в переносном значении, то есть вошли в состав фразеологического оборота.

Гладить по голове

Кормить завтраками

Вырвать с корнем

Поставить в тупик

Ходить на цыпочках

Протянуть руку

Выйти из строя

Сесть в лужу

Намылить шею

Прокладывать дорогу

Слово жюри. Итоги конкурсов и общий счёт.

Учитель: Командам было дано домашнее задание: инсценировать известные фразеологизмы. Сейчас команды по очереди покажут свои инсценировки, а противники должны назвать загаданный фразеологизм.

Учитель: В соревнованиях команд КВН всегда бывает конкурс капитанов. Будет такой конкурс и у нас. Перед капитанами стоит задача: вытягивают по очереди карточки, на которых написаны имена собственные, вспомните, в какие фразеологические обороты они входят:

Ерёма ( Я ему про Фому, а он мне про Ерёму)

Емеля ( мели, Емеля, твоя неделя)

Фома ( Фома неверующий)

Макар ( Куда Макар телят не гонял)

Сенька ( по Сеньке и шапка)

Сидор ( Драть, как сидорову козу)

Лазарь ( Набоум Лазаря, Лазаря петь)

Филя ( Филькина грамота)

Второе задание для капитанов: «Закончите загадки…»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

«Водой…( нет разольёшь)

Мы исходили городок

Буквально вдоль … ( и в поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле … ( волочили ноги)

Товарищ просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… ( медвежью услугу)

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес… ( кто по дрова)

Ребята слушать их не станут.

От этой песни уши … ( вянут)

Слово жюри. Итоги конкурсов и общий счёт.

Учитель: Сейчас задание всем командам. Я показываю картинки, на которых изображено, как бы поняли значение русских фразеологизмов иностранцы. А вы должны эти фразеологизмы назвать.

Учитель: Напишите фразеологизмы-синонимы к данным:

Поминай как звали ( след простыл)

Куры не клюют ( хоть пруд пруди)

Водить за нос ( морочить голову)

Глядеть в оба ( держать ухо востро)

Закрывать глаза на что-то ( смотреть сквозь пальцы)

Ни слуху, ни духу ( ни ответа, ни привета)

Пальчики оближешь ( язык проглотить)

Учитель: А теперь назовите антонимы к фразеологизмам:

Жить душа в душу ( как кошка с собакой)

Чуть свет ( на ночь глядя)

Рукой подать ( куда Макар телят не гонял)

Дать волю языку ( держать язык за зубами)

Шуточные вопросы:

- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? ( Бежать со всех ног)

- Есть ли ноги у газеты, у книги? (Держать вверх ногами)

- В каком фразеологизме враги именуются друзьями? ( Ненавидеть друг друга)

- Что общего у слова дуга, бараний рог, три погибели? ( Согнуть)

- Есть ли лицо у земли? ( Стереть с лица земли)

- Можно ли что-нибудь переливать из пустого сосуда? (Переливать из пустого в порожнее)

- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

- Есть ли у вопроса ребро? (Поставить вопрос ребром)

- Говорят: искать по горячим следа. А может ли след быть холодным? (Его уж и след простыл)

- Какое блюдо может быть в голове у людей? (Каша)

Учитель: А сейчас мы с вами проведём выборочный диктант. Запишите все фразеологизмы, которые будут встречаться в тексте, который я прочитаю.

Глупые сороки

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал, уже, видно, пронюхали о находке. Вот кружится одна, вторая, третья… Того и гляди, утащат сыр среди бела дня из-под носа. Спорили сороки, скрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись – лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чём не бывало, от греха подальше. Хватились вороны, а её уже и след простыл. И по делам сорокам: не надо ворон считать !

Слово жюри.

Учитель. Перед вами фразеологический зверинец. Задание: вспомнить и записать фразеологизмы, в которых упоминались бы животные, которые есть в этом зверинце.

Учитель: И наш последний конкурс «Окончи фразеологизмы…»

Золотые… Изо дня… Ломать…От нечего…Лицом…Спустя…Не сводить…Зарубить...Калачом…Как рукой…Прикусить…Ни живой…До поры…Несолено…Взбрести…Вывести…Плестись…Насиженное…С минуты…Тише воды…Само собой…Поминай…Кривить…Лёгок…

Брейн-ринг по русскому языку

О.Н.Дидухович

2014 год

Кiлькiсть переглядiв: 0

Коментарi