Цель: расширить знания учащихся о фразеологизмах, научить ребят правильно понимать и объяснять значения фразеологических оборотов, употреблять их в речи, развивать связную речь, воспитывать культуру речи.
Учитель: Дорогие друзья, дверь в клуб весёлых и находчивых открывает конкурс-разминка «знаешь ли ты?» я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение. (вопросы задаются по очереди)
- Водой не разольёшь – неразлучные друзья;
- Как в воду опущенный – грустный человек, у которого неприятности;
- Толочь воду в ступе – выполнять бесполезную работу;
- Воды не замутит – очень тихий человек;
- Как в воду глядел – угадал, предсказал;
- Как две капли воды – очень похожи;
- Прошли огонь, воду и медные трубы – всё испытали.
Учитель: Наши гости входят в состав многоуважаемого жюри и сейчас подведут итоги первого конкурса-разминки.
Мы продолжаем путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко. Здесь понадобится ваши знания и «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песне В.Высоцкий:
Много прекрасного в этой стране:
Можно запутаться и заблудиться.
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок,
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело?...
Учитель: Перед вами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещет вода. Не случайно все фразеологизмы нашей разминки включали это слово. Итак, вопрос: « Скажите, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово «вода»?» ( Кроме названых). За каждый правильный ответ команда получает одно очко. ( Утопить в ложке воды, концы в воду, вилами по воде писано, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды)
Молодцы! А теперь вспомните фразеологизмы со словом «вода» в украинском языке (Товкти воду в ступі, нерозлийвода, лити воду на чийсь млин, як з гуски вода, вода й камінь точить)
Слово жюри. Итоги конкурсов и общий счёт.
Учитель: Обратите внимание, ребята, на то, что многие из названых вами словосочетаний могут употребляться и как устойчивые словосочетания, и в прямом значении. Например, если мы скажем «Из треснувшего кувшина много воды утекло» Как вы понимаете эту фразу? Правильно, так мы излагаем о том, что из разбитого кувшина утекло много воды. А если мы говорим «С тех пор много воды утекло» ? Да, здесь речь идёт о времени.
Вопрос. Я буду называть сочетания слов, а вам нужно составить такие предложения, чтобы эти слова были употреблены и в прямом, и в переносном значении, то есть вошли в состав фразеологического оборота.
Гладить по голове
Кормить завтраками
Вырвать с корнем
Поставить в тупик
Ходить на цыпочках
Протянуть руку
Выйти из строя
Сесть в лужу
Намылить шею
Прокладывать дорогу
Слово жюри. Итоги конкурсов и общий счёт.
Учитель: Командам было дано домашнее задание: инсценировать известные фразеологизмы. Сейчас команды по очереди покажут свои инсценировки, а противники должны назвать загаданный фразеологизм.
Учитель: В соревнованиях команд КВН всегда бывает конкурс капитанов. Будет такой конкурс и у нас. Перед капитанами стоит задача: вытягивают по очереди карточки, на которых написаны имена собственные, вспомните, в какие фразеологические обороты они входят:
Ерёма ( Я ему про Фому, а он мне про Ерёму)
Емеля ( мели, Емеля, твоя неделя)
Фома ( Фома неверующий)
Макар ( Куда Макар телят не гонял)
Сенька ( по Сеньке и шапка)
Сидор ( Драть, как сидорову козу)
Лазарь ( Набоум Лазаря, Лазаря петь)
Филя ( Филькина грамота)
Второе задание для капитанов: «Закончите загадки…»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
«Водой…( нет разольёшь)
Мы исходили городок
Буквально вдоль … ( и в поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле … ( волочили ноги)
Товарищ просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… ( медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес… ( кто по дрова)
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши … ( вянут)
Слово жюри. Итоги конкурсов и общий счёт.
Учитель: Сейчас задание всем командам. Я показываю картинки, на которых изображено, как бы поняли значение русских фразеологизмов иностранцы. А вы должны эти фразеологизмы назвать.
Учитель: Напишите фразеологизмы-синонимы к данным:
Поминай как звали ( след простыл)
Куры не клюют ( хоть пруд пруди)
Водить за нос ( морочить голову)
Глядеть в оба ( держать ухо востро)
Закрывать глаза на что-то ( смотреть сквозь пальцы)
Ни слуху, ни духу ( ни ответа, ни привета)
Пальчики оближешь ( язык проглотить)
Учитель: А теперь назовите антонимы к фразеологизмам:
Жить душа в душу ( как кошка с собакой)
Чуть свет ( на ночь глядя)
Рукой подать ( куда Макар телят не гонял)
Дать волю языку ( держать язык за зубами)
Шуточные вопросы:
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? ( Бежать со всех ног)
- Есть ли ноги у газеты, у книги? (Держать вверх ногами)
- В каком фразеологизме враги именуются друзьями? ( Ненавидеть друг друга)
- Что общего у слова дуга, бараний рог, три погибели? ( Согнуть)
- Есть ли лицо у земли? ( Стереть с лица земли)
- Можно ли что-нибудь переливать из пустого сосуда? (Переливать из пустого в порожнее)
- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)
- Есть ли у вопроса ребро? (Поставить вопрос ребром)
- Говорят: искать по горячим следа. А может ли след быть холодным? (Его уж и след простыл)
- Какое блюдо может быть в голове у людей? (Каша)
Учитель: А сейчас мы с вами проведём выборочный диктант. Запишите все фразеологизмы, которые будут встречаться в тексте, который я прочитаю.
Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал, уже, видно, пронюхали о находке. Вот кружится одна, вторая, третья… Того и гляди, утащат сыр среди бела дня из-под носа. Спорили сороки, скрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись – лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чём не бывало, от греха подальше. Хватились вороны, а её уже и след простыл. И по делам сорокам: не надо ворон считать !
Слово жюри.
Учитель. Перед вами фразеологический зверинец. Задание: вспомнить и записать фразеологизмы, в которых упоминались бы животные, которые есть в этом зверинце.
Учитель: И наш последний конкурс «Окончи фразеологизмы…»
Золотые… Изо дня… Ломать…От нечего…Лицом…Спустя…Не сводить…Зарубить...Калачом…Как рукой…Прикусить…Ни живой…До поры…Несолено…Взбрести…Вывести…Плестись…Насиженное…С минуты…Тише воды…Само собой…Поминай…Кривить…Лёгок…
Брейн-ринг по русскому языку
О.Н.Дидухович
2014 год