Третий год обучения. Русский язык

Тема 1. Основные способы образования слов в русском языке. Приставочный способ образования слов.

Цель: повторить способы образования слов в русаком языке, в частности приставочный, познакомить с наиболее употребительными приставками, раскрыть отличие приставок от предлогов; повторить правописание приставок; обучать воспроизведению, разыгрыванию диалогов из прослушанных и прочитанных произведений; воспитывать уважение к традициям украинской кухни.

Ход урока

1. Повторение сведений, с опорой на знания по украинскому языку, о способах образования слов:

- суффиксальный лётчик, учительский

- приставочный бабушка - прабабушка, мощный - сверхмощный

- приставочно-суффиксальный бесплатный, пришкольный

- бессуффиксальный отдыхать – отдых, переходить – переход

- сложение теплоход, чернозём

- сложение сокращённых основ и аббревиации профессиональный союз – профсоюз, вуз – высшее учебное заведение

2. Повторене сведений о правописании приставок

А) Приставки на –з- и –с-

Правила Примеры
1. Приставки без-, воз-, из-, низ-, раз-, (роз-), через-, (черес-) пишутся с буквой з перед глас­ными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными. 2. В приставках раз- (рас-), роз- (рос-) в безудар­ном положении пишется а, под ударением - о. беззаботный - бесконечный возделывать — воспеть изгнать - истратить чрезмерный - чересседельный разыграть -розыгрыш, распустить -роспуск Исключение: розыскной
3. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными. Примечание. В словах здесь, здание, здоровье буква з входит в корень. строить - сделать
4. В приставках дис-, диз-, дез- з пишется, если корень начинается с гласной, с - с любой со­гласной. дисгармония, дискомфорт, дизъюнкция, дезинформация.
Примечание. Не следует писать двух одинаковых согласных там, где это не требуется со­ставом слова, например, в словах расчет, расчесть, расчётный, расчётливый пишем одно с: они образованы от корня -чёт- (который находим в словах учёт, отчёт, перечёт и т. д.). В слове рассориться от ссора, ссориться пишутся два с, а не три.

Б) Приставки пре-, при-

Правила Примеры
Приставки пре-, при- различаются по значению. 1. Приставка пре- придаёт словам следующие значения: а) высокой степени качества или действия (можно заменить словом «очень»); б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-) превесёлый, премилый, премудрый, превосходить преградить, прервать, претерпеть, преображать
2. Приставка при- придает словам следующие значения: а) пространственной близости; б) присоединения, приближения; в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок; г) действия, направленного сверху вниз; д) действия, совершающегося в интересах субъекта. придорожный, пришкольный прибежать, припаять прикрыть, прилечь, присмиреть, приумолкнуть придавить, прижать припрятать, присвоить
Различайте слова по значению: придать (форму) - предать (друга) не придавать (значения) - предавать (земле), т.е. хоронить притворить (дверь) — претворить (идеи в жизнь) прибывать ( в аэропорт) - пребывать (в тяжёлом состоянии) приступить (начать) - преступить (самовольно нарушить) приходящий (являющийся куда-нибудь на время) - преходящий (недолговечный) и другие.

3. Тренировочные упражнения. Словарный диктант

Присесть, прилететь, прекратить, премудрый, предобрый, приморье, приоткрыть, прерывать, превращать, прижечь, пригнать; беспомощный, бесцветный, воспользоваться, безоблачный, беззвучный. Разбросать, раскрасить, раздумать, раскрасить;,

4. Прослушайте текст.

ВАРЕНИКИ

Наша учительница домоводства Миля Степановна очень серьёзно нас учит, как готовить разные блюда и сервировать стол. Ребята её любят. Даже мальчишки ходят на её уроки и тихо сидят, хотя им домоводство учить не обязательно.

Сегодня у нас, по словам Мили Степановны, основной вопрос домоводства для украинцев: как готовить вареники г творогом.

Все наши девочки принесли в школу по сырому яйцу, немного творога и муки. Миля Степановна засучила рукава принялась за тесто.

— Смотрите, — говорила она, — в муке делается вот такое углубление, а в него наливают воду и сырые яйца...

До чего же красиво всё это получалось у Мили Степановны! Толстая, румяная, весёлая, она всё это показывала с таким удовольствием, и так ловко у неё выходило, что нашим девочкам хотелось уже скорей самим приняться за тесто для вареников.

— А теперь поставим тесто в холодное место, ну, вот хотя бы сюда, на окно, и возьмёмся за творог...

5. Ребята, приходилось ли вам готовить еду? Расскажите, что вы готовили и как.

6. Домашнее задание. Рассказывать, как готовить ваше любимое блюдо. Повторить правила.

Третий год обучения. Русский язык

Тема 2. Суффиксальный способ образования слов.

Цель: повторить сведения о суффиксальном способе образования слов, выучить наиболее употребительный суффиксы, их значение и правоисание; совершенствовать навыки чтения, составления вопросов по тексту; воспитывать любовь и уважение к родителям.

Ход урока.

1. Опрос и проверка домашнего задания.

2. Повторение изученных орфограмм.

Написание суффиксов -ек и -ик в существительных сле­дует различать.

Если гласный суффиксов при склонении существительно­го выпадает (становится беглым), пишут е (-ек), если не вы­падает, — пишут и (ик): замочек — замочка, ключик — ключика.

В существительных мужского рода с основой на ц с бег­лым е употребляется только суффикс -ец: молодец — молодца, братец — братца, хлебец — хлебца.

Имена существительные женского рода с основой на ц имеют суффикс -иц-: книжица, сестрица, красавица.

В существительных среднего рода с ударным окончанием пишется суффикс -ец-: ружьецо, письмецо; с безударным — -иц-: платьице, креслице.

3. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с суффиксом -ек, а затем — с суффиксом -ик.

Внуч..к, дом..к, платоч..к, ключ..к, звоноч..к, ореш..к, свисточ..к, цветоч..к, шалаш..к, карандаш..к, кусоч..к.

4.0бразуйте от указанных слов новые с помощью суффиксов -ек и -ик. Какое значение приобрели новые слова?

Портрет, пёс, песок, нос, носок, чулок, звонок, кошелёк, пистолет, коробок, рост, порог, рисунок, сад, паровоз, по­лушубок, магнит.

5. С помощью суффиксов -ец, -иц от данных существительных образуйте новые.

Украина, Сирия, Китай, Вьетнам, Иран, Албания; с.ч;нт ливый, упрямый; мороз, пальто, письмо; платье, лужа, мг тель, каша.

Суффиксы -чик и -щик в произношении не всегда ясно различаются. Суффикс -чик пишется после букв д, т, з, с, ж: укладчик, газетчик, грузчик, подносчик, перебежчик. В остальных случаях пишется -щик: банщик, кровельщик, пильщик.

Мягкий знак перед суффиксом -щик пишется только пос­ле л: рисовальщик, угольщик.

6.Спишите слова, обозначьте суффиксы и объясните их право­писание. Какое значение они придают словам?

Разведчик, бетонщик, копировальщик, разносчик, пере­возчик, кровельщик, закройщик, переплётчик.

7. 0бразуйте из данных слов новые с помощью суффиксов -чик или -щик и запишите их, вставляя где нужно, ь.

Барабан.., бакен.., бурил.., газет.., извоз.., зачин.., кро­не л.., перепис, разнос, рассказ.., смаз.., угол.., трал.. .

8. Переведите слова на русский язык и запишите их. Каким украин­ским суффиксам соответствуют русские суффиксы -чик и -щик?

Покрівельник, закрійник, бетонник, візник, бурильник, зварник, копіювальник, перевізник.

И именах прилагательных под ударением пишется суф­фикс -ив-, без ударения —ев-: правдивый, ленивый, соевый.

И суффиксах -чив-, -лив- пишется и: придирчивый, совестливый.

В прилагательных после ж, ч, ш, щ и ц под ударени­ем пишется суффикс -ов-, без ударения — -ев-: ежовый, свинцовый, но ситцевый, лицевой.

9. Прочитать текст. Составить вопросы по тексту.

Уже на площадке мы с Максимом поняли, что папа при­ехал: от нашей квартиры пахло другими краями. Мы зазво­нили как сумасшедшие, хотя у меня были ключи, но пока их достанешь!

На пороге Макс подпрыгнул, чуть не выскочив из своей куртки, папа подхватил его на руки, и мне, как это всегда случалось, пришлось топтаться в отдалении.

— Ну почему, ну почему ты вчера не приехал? — повторял Максим, взяв папу обеими руками за колючие щёки и пово­ рачивая его лицо к себе.

— Да потому, что я приехал сегодня! — смеясь отвечал папа. — Или ты хотел, чтобы я сегодня не приезжал?

— Нет, я хочу, чтобы ты приезжал каждый день!

— Ну, тогда мне и уезжать каждый день придётся.

Я терпеливо ждал: первые минуты, я уже говорил, всегда принадлежали Максимке, и только потом, когда папа пред­лагал ему заглянуть в сумку, Макс сползал с его рук и при­нимался выкапывать из сумки подарки. Малыш есть малыш. Тогда мы с папой и поздоровались.

— Здравствуй, Григорий.

— Здравствуй, папа.

— Достаётся тебе? — помолчав, спросил папа.

— Да нет, мы с Максом ладим, — опять отмахнулся я и для верности обратился к братишке: — Верно, Макс?

— Верно, — отвечал Максимка, ползая у наших ног и даже не поднимая головы.

{В. Алексеев)

10. Домашнее задание. Выучить правила. По учебнику Поляковой выполнить упр.

Третий год обучения. Русский язык

Тема 3. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Цель: повторить сведения о приставочно-суффиксальном способе образования слов, правилах правописания префиксов и суффиксов; учить определять тему и основную мысль текста, определять тип речи; совершенствовать навыки чтения; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход урока

1. Повторение правил правописания префиксов и суффиксов.

2. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте префиксы пре-, при-

Пр..думать предложение, приукрашенная история, при­тупившаяся боль, преследующая мысль, непрестанный шум. пр..городные поезда, пр..крепить к платью, пр..усадебное хо­зяйство, непрерывно спрашивать, пр..красное произведение, пр..крепкий кофе, пр..крыть форточку, пр..взойти самого себя, пре слоишься к двери, пр.. сесть на минутку, пр..вышать ожидания, пр..морский климат, пр..бавить к сказанному. пр..готовиться к выступлению, Василиса Пр..мудрая.

3. Подберите к подлежащему уместное по смыслу сказуемое.Глагол-сказуемое обязательно должен иметь в своём составе префикс при-.

1. Черепаха ... . 2. Воздушный шарик ... . 3. Автомобиль....................... 4. Самолёт ... . 5. Конь ... .6. Лягушка ... 7. Колобок ....

4.Переведите на русский язык. Сделайте вывод о написании префиксов на з и с в обоих языках.

Безжалісний, бездіяльний, безплідно, безчесний; розписати, розказати, роздати, розвинути, розчесати.

В русском языке префикса з- нет. В словах здесь, зда­ние, здоровье, здравница з входит в состав корня. И перед звонкими, и перед глухими согласными пишется префикс с-: ссыпатъ, сделатъ.

5. Используя префикс с- и префиксы, заканчивающиеся на з(с),составьте пары слов, чтобы показать разницу в правилах, ко­торым подчиняется их написание.

.говориться, ра..-

..дать — ра..дать, разговориться — бег — ..бежать, и..вестие — ..ведения.

6. Переведите на русский язык. Сделайте вывод о написании префиксов с-(з-) в обоих языках.

Сфотографувати, сказати, зсадити, зщдити, збити, злити, стерти, звернути, зварити, спекти.

7. Прочитайте текст.

Хлеб... Один из самых удивительных продуктов приро­ды и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле. Хлеб рождён нашей прекрасной землёй, нашими широкими реками и тихими озёрами, чистым воздухом голубых небес и жарким, животворящим огнём. Хлеб создан тысячелетней человеческой мудростью, мастерством и упорной, тяжёлой — «в поте лица своего», самой нужной в мире работой.

Рождение хлеба — всегда чудо: и много веков назад, ког­да далёкие наши предки впервые отведали обугленные на ко­страх комки твёрдой зерновой каши — прародительницы первого хлеба, и в наши дни, когда на огромных хлебозаво­дах мощные печные агрегаты непрерывно выносят из своих недр золотистые потоки пшеничных калачей, батонов, булок, глянцевато-коричневых караваев и буханок ржаного хлеба. Днём и ночью работают хлебозаводы, днём и ночью проис­ходит сотворение великого продукта, от которого и сегодня зависит жизнь на земле.

Хлеб сопровождает каждого из нас от первых шагов до по­следних дней.

Одно из самых ярких воспоминаний о детстве — ломоть хлеба из ласковых рук матери. Это мог быть чёрный ломоть военного хлеба, замешанный на слезах и горе человеческом, это могла быть сдобная булочка мирных лет, ароматная лепёш­ка, необычайно вкусный бублик или сладкий сухарик... Бес­спорно одно: каждый из нас на всю жизнь сохраняет память

о своём первом хлебе. И чем труднее доставался нашим роди­телям хлеб, тем слаще и теплее воспоминания о нём.

Можно без преувеличения сказать, что хлеб является веч­ным продуктом, мерилом достатка людей, символом нацио­нального богатства, одним из самых надёжных средств борьбы человека с голодом, болезнями, преждевременной старостью.

Хлеб неизменно присутствует на нашем столе и в будни, и в праздники. Он сопровождает нас в путешествиях, поезд­ках, дальних походах. И он никогда не приедается, никогда не надоедает — это удивительное свойство хлеба. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? Или о том, насколько беднее был бы наш стол, если бы его не украшал хлеб?

В каждом ломте хлеба — труд миллионов людей: тракторис­тов и агрономов, комбайнеров и мелиораторов, металлургов и машиностроителей, селекционеров и генетиков, микробио­логов и биохимиков, хранителей зерна и мукомолов, дрож-жевиков и пекарей, водителей хлебных фургонов, продавцов булочных — людей многих профессий, но одного конвейера.

Возьмите в руки ломоть хлеба — вдохните тончайший, ни с чем не сравнимый хлебный аромат, вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас бережное, святое отношение к этому замечатель­ному продукту, носителю и продолжателю жизни на земле.

(В. Патт)

8. Сформулируте основну мысль текста, озаглавьте его, определите тип речи.

9. Домашнее задание. Повторить правила, выполнить упр.

Третий год обучения. Русский язык

Тема 4. Образование и правописание сложных слов.

Цель: выучить способы образования и правописания сложных существительных, прилагательных, числительных, наречий, написание сложных существительных с соединительными о,е, написание сложных прилагательных с о\е на стыке корней слитно и через дефис; совершенствовать чтение молча; изучать правила этикета.

Ход урока

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Они образуются в результате сложения основ исходных слов (пар, возить -> паровоз) или целых слов (кресло, кровать -» кресло-кровать).

При образовании сложных слов чаще используются со­единительные гласные о и в: лесоруб, водовоз, полевод.

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

1.Обозначьте корни в сложных словах. Подчеркните соедини­тельные гласные о и е. Определите значение слов, исходя из значения корней. Подберите к устаревшим словам совре­менные синонимы. Помните: значение устаревшего слова часто оказывается более конкретным и узким, чем нового, ср.: звездочёт — астроном.

Брадобрей — тот, кто бреет бороды. Брадо­брей — парикмахер.

Водовоз, воздухоплаватель, дровосек, кашевар, косто­прав, летописец, мореход, мукомол, полководец, солевар, сталевар, стеклодув, трубочист.

2. Выпишите сначала названия транспортных средств, затем приборов и механизмов. Обозначьте корни и соединительные гласные.

Автомобиль, вездеход, вертолёт, громоотвод, дырокол, зем лечериалка, кофемолка, ледоруб, луноход, маслобойка, мин рпгком, мышеловка, паровоз, пароход, пылесос, самовар, ел мокат, самолёт, самосвал, снегоход.

3. Придумайте шутливые названия приборам, которые вы хотонм бы изобрести. Названия должны состоять из сложных слои

Сложносокращённое (по-укр.: складноскорочене) слово состоит из сокращённых основ.

При образовании сложносокращённого слова у сокращае­мых слов берутся: 1) части, состоящие из нескольких звуков: рыб(оводное) хоз(яйство) -> рыбхоз; 2) начальные буквы: М(осковский) г(осударственный) у(ниверситет) -» МГУ, произносится [эмгэу]; 3) начальные звуки: Н(аучно)-и(ссле-дователъский) и(нститут) -НИИ.

4. Определите, как образованы сложносокращённые слова, и прочитайте их.

Завуч — заведующий учебной частью; завхоз — заведу­ющий хозяйством; самбо — самозащита без оружия; сопро-Мнт сопротивление материалов; филфак — филологический факультет; юннат — юный натуралист.

.Прочитайте данные слова. Распределите их в три группы по способу сокращения слов, указанному в теории Б.

Универмаг, канцтовары, промтовары, химчистка, сбербанк, детсад, ЖЭК, Главпочтамт, военкомат, НИИ, шиномонтаж, ТЮЗ, ДК.

Правописание сложных существительных

Правила Примеры
Г. Сложные существительные пишутся через дефис, если: а) каждая часть такого существительного может употребляться как самостоятельное слово; б) обозначают сложные названия растений со слу­жебными словами в середине; в) обозначают русские и иноязычные названия промежуточных стран света; Пишутся слитно образования, в состав которых входят два или более названных выше элемента, г) обозначают сложные названия механизмов и слож­ные единицы измерения; д) обозначают составные русские и иноязычные гео­графические названия, в том числе те, которые имеют в своем составе служебные слова; е) первую часть слов образуют иноязычные элемен­ты вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-. Пишутся также через дефис двойные фамилии. При сочетании с помощью союза и двух или несколь­ких сложных существительных с одинаковой второй частью эта часть может приводиться только при по­следнем слове, а вместо нее в предшествующих сло­вах пишется «висячий» дефис. диван-кровать, друзья-приятели, купля-продажа иван-да-марья, мать-и-мачеха, любишъ-не-любишь северо-запад, юго-восток, юго-запад, норд-ост авиаметеостанция, фотокинохроника дизель-электроход, кран-балка; грамм-молекула, киловатт-час Каменец-Подольский, Эльзас-Лотарингия, Ростов-на-Дону, Па-де-Кале (но Красная Пресня, Ясная Поляна) вице-адмирал, лейб-гвардия, унтер-офицер, экс-чемпион Карпенко-Карый, Мамин-Сибиряк, Римский-Корсаков газо- и электросварка авто-, мото- и велогонки
2. Пишутся слитно следующие существительные: а) с соединительной гласной о, е; б) с первой (глагольной) частью на -и; в) с первой частью авиа-, авто-, агро-, аэро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, зоо-, кило-, макро-, мото-, мулъти-, нео-, радио-, теле-, фото-, электро- и т.п.; г) со второй частью -метр; д) образованные от географических названий, пишущихся через дефис. лесостепь, пароход, чернозем скопидом, сорвиголова Исключение: перекати-поле автоинспекция, библиоман, геополитика, зоопланктон, макроструктура, электромотор амперметр, динамометр ореховозуевец (Орехово-Зуево), ньюйоркцы (Нью-Йорк)

Правописание сложных прилагательных

Правила Примеры
1. Слитно пишутся сложные прилагательные: а) образованные от сложных существитель­ных, которые пишутся слитно; б) одна из частей которых отдельно не употребляется; в) образованные из сочетаний слов, где одно слово подчинено другому; г) с первой частью верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-. е) употребляемые в качестве терминов или выражений в книжном языке. водопроводный, паровозный, чернозёмный быстроногий, длинношеий, узкогрудый латиноамериканский' (Латинская Амери­ка), легкоатлетический (легкая атлетика) древнеславянский, средневосточный, раннезрелый, общечеловеческий азотсодержащий, крупноблочный; вышеперечисленный, высокохудожественный
2. Через дефис пишутся сложные прилагательные: а) образованные от сложных существитель­ных, пишущихся через дефис; б) обозначающие оттенки цветов, сложные цвета; в) обозначающие качество с дополнитель­ным оттенком; г) образованные от слов, обозначающих равноправные понятия (между ними можно ставить союзы и или но); д) начинающиеся с восточно-, западно-, южно- (юго-), северно- (северо-) и обозна­чающие географические названия; В нарицательном значении эти прилагательные пишутся слитно, е) если первая часть слова — числительное, написанное цифрами. вице-адмиральский, юго-восточный жёлто-голубой, светло-зелёный, тёмно-синий грациозно-вели чественный, раскатисто-громкий выпукло-вогнутый, литературно-музыкальный, русско-немецкий Восточно-Европейская равнина, Южно-Сахалинск Восточно-Европейская равнина — вос­точноевропейские страны 50-процентный, 150-летний, 200-миллионный
3. Пишутся раздельно по общему правилу сло­восочетания, состоящие из наречия и имени прилагательного. подлинно дружеский, резко враждебный, общественно опасный, чертовски хитрый

Третий год обучения. Русский язык

Тема 5. Написание сложных слов, образованных путём повтора одного и того же слова, сложением однокоренных слов. Слитное написание числительных на –сотый, - тысячный, -миллыонный, - миллиардный.

Цель: повторить правила правописания сложных слов, выучить правила правописания числительных, учить составлять диалоги; воспитывать уважительное отношение к труду других людей.

Ход урока

1. Опрос и проверка домашнего задания.

- Расскажите правила правописания сложных существительных

- расскажите правила правописания сложных прилагательных.

2. Вставьте пропущенный буквы. Обозначьте корни и подчеркните соединительные гласные.

Земл..проходец, дальневосточный, коротковолосый, тело­сложение, тёмн..глазый, овощехранилище, плод..консерв­ный, свеж..вскопанный, трубопровод.

3.Образуйте сложные слова путём сложения полных слов. Объ­ясните правописание сложных слов.

Кафе, автомат; палатка, плащ; школа, интернат; джаз, ор­кестр; купля, продажа; продажа, выставка; музей, квартира.

4.Замените указанные словосочетания сложными словами. ) Обозначьте корни и соединительные гласные.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние кро­ви; лечение грязями; машина для резки соломы; машина, ко­торая косит сено; предназначенный для звуковой изоляции; гриспособление для ловли мышей; производящий ремонт ва­гонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц.

5. Переведите данные слова на русский язык и запишите их. Со­поставьте написание слов в русском и украинском языках.

Кашовар, мишоловка, першочерговий, шестикласник, ме-чэносець, синьоокий, водоспад.

6. Слитное и раздельное написание числительных.

Слитное и раздельное написание числительных

Правила Примеры
1. Слитно пишутся: а) сложные количественные числительные, обозначаю­щие числа от одиннадцати до девятнадцати, а также круглые десятки и сотни; б) порядковые числительные, соответствующие слож­ным количественным числительным; в) порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный (кроме дробных); г) слово двухсполовинный. двенадцать, семнадцать, пятьдесят, триста, восемьсот пятидесятый, двенадца­тый, девятисотый семидесятипятитысячный, сорокамиллионный, трёхмиллиардный
2. Раздельно пишутся: а) составные количественные числительные; б) дробные числительные; в) порядковые числительные, соответствующие состав­ным количественным числительным. сто сорок пять, три тысячи, четыреста двадцать восемь две восьмых, одна десятая двадцать пятый, двести сорок седьмой

7. составьте диалог «В школьной столовой», используя начальную фразу «Сегодня в столовой у нас был скандал…»

8. Домашнее задание. Выучить правила, выполнить упр.

Третий год обучения. Русский язык

Тема 6. Написание слов с пол.-, полу- . Согласование глаголов прошедшего времени и прилагательных со сложносокращёнными словами.

Цель: выучить правила правописания слов с пол-, полу-, учить правильно согласовывать глаголы прошедшего времени и прилагательные со сложносокращёнными словами; совершенствовать навыки правописания и чтения; воспитывать уважение к чужому мнению.

Ход урока

1. Опрос и проверка домашнего задания.

Словарный диктант

Водораспылитель, гидростанция, гидротехника, завмаг, КВН, медико-санитарный батальон, медсанбат, США, вышеизложенный, здравомыслящий, сверхплановый, диван-кровать, Карпенко-карый, мать-и-мачеха, юго-восточный, тёмно-синий.

2. Правописание слов с пол-, полу-

Слова с пол- пишутся слитно: Правило Ю – если вторая часть слова является собственным именем

Л – вторая часть начинается с согласной Л

И – вторая часть слова начинается с гласной буквы

Слова с полу – пишутся всегда слитно.

3. Объяснительный диктант

Пол-Киева, пол-лимона, пол-апельсина, полкарандаша, полмира, пол-Америки, полмагазина, полкласса.

4. Согласование глаголов прошедшего времени и прилагательных со сложносокращёнными словами.

Побывал на АТС, зашла в ЖЭК, большой МГУ, новый ДК.

5.Прочитать текст. Обменяйтесь с сосудом по парте мнениями о ваших любимих слабостях. Учитесь уважать чужое мнение.

За чисто выскобленными столами сидели пасечники. Лук или помидоры может продавать любой человек, а вот мёд тре­бует от продавца особенно почтенного вида. Такими и были пасечники на этом базаре.

Серёжа принюхивался к мёду.

— Этот мёд луговой, — сказал он. — Хороший. А это —подсолнечный. Можно попробовать? — обратился он к па­сечнику, свежевыбритому пожилому человеку с добрым и ум­ным лицом.

— Попробуй, — предложил пасечник и протянул Серёже ложку. С неё лили на палец мёд, а затем этот палец облизывали.

— Подсолнечный, — снова сказал Серёжа.

— Подсолнечный, — с удовольствием подтвердил пасеч­ник. — Это ты как в улье родился.

Был на базаре и прозрачный, как вода, замечательный ежевичный* мёд, и золотисто-жёлтый, густой, вязкий мёд, собранный пчёлами на цветущих одуванчиках, и краснова­тый, с сильным ароматом рябиновый мёд, и яблоневый — прозрачный, с соломенным оттенком, запахом своим напоминавший осы­павшиеся, слегка увядшие лепестки яблонь.

Но больше всего привлекал покупателей прозрачный, ян­тарный мёд в сотах — тяжёлых, добросовестно и старательно заполненных пчёлами.

(По В. Киселёву)

6. Домашнее задание. Выучить правило, выполнить упр.

Третий год обучения. Русский язык

Тема 7. Языковая тема.

Цель: проверить уровень сформировавшихся знаний, умений и навыков по изученным темам; развивать память; воспитывать желание хорошо учиться.

Ход урока

1. Определить способ образования слов.

Неудача, лётчик, чернозём, пришкольный

2. Вставьте пропущенные буквы.

Пр…кратить спор, пр…готовить чай, пр…обрести необ­ходимые продукты, пр…гласить гостей, пр…сутствовать на открытии памятника, пр..мерять обновки, пр..выкать к рас­порядку дня, пр..мирять спорщиков, преодолеть лень.

3. Вставьте пропущенные буквы.

1. Наступила весна, всё зазеленело, ра…пустилось, ра…цве­ло. (С. Аксаков) 2. Хорь не всё ра…сказывал, он сам меня о многом ра…прашивал. (И. Тургенев) 3. Я бе…прерывно пого­нял измученного коня. (М. Лермонтов) 4. Пламя колебалось, дрожало, точно беззвучно рассказывало о чём-то. (М. Горь­кий) 5. Во сне даже сильный человек кажется бе…защитным и бе…помощным. (М. Горький)

4. 0бразуйте из данных слов новые с помощью суффиксов -чик или -щик и запишите их, вставляя где нужно, ь.

Барабан.., бакен.., бурил.., газет.., извоз.., зачин.., кро­не л.., перепис, разнос, рассказ.., смаз.., угол.., трал.. .

5. Укажите слова, образованные с помощью: А. приставки и суффикса Б. суффикса

1) телефонист, праздничный, шерстяной, летчик, учительская

2) перечитать, приклеить, надписать, пригород, присесть

3) подснежник, сотрудник, прибрежный, раскричаться, безрукавка

6. Спишите, раскрывая скобки.

(Пол)метра, (пол)лимона, (пол) девятого, (пол)арбуза, (пол)листа, (пол)города, (пол)Полтавы, (пол)Африки, (пол)яблока, (пол)груши, (пол)тысячи.

Кiлькiсть переглядiв: 0

Коментарi