Второй год обучения. Русский язык

Тема 1. Словосочетание.

Цель: выучить, что такое словосочетание, как отличают главное и зависимое слово в словосочетании, а также средства связи слов в словосочетании и предложении; учить читать выразительно; воспитывать чувство сострадания.

Ход урока.

1. Актуализация опорных знаний.

- Что такое окончание?

- Что такое предлог?

2. Новая тема.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две составные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.

Словосочетание

Словосочетание - единица синтаксиса. Представляет собой соединение двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объек­тивной действительности




Виды словосочетаний
По структуре простые (состоят из двух самостоятель­ных слов, из которых одно является главным, а другое - зависимым); сложные (представляют собой распро­странение слова целым словосочетанием или распространение словосочетания другим словом) школьный словарь, здание школы, писать сочинение, устремиться вперед проверка домашней работы (слово проверка распро­страняется словосочетани­ем домашняя работа); наш новый учитель (словосоче­тание новый учитель рас­пространяется словом наш)
По соединению компонентов синтаксически свободные (каждый ком­понент-отдельный член предложения); синтаксически несвободные (выступа­ют в роли единого члена предложения) полезное пособие, статья по литературе, возвращаться домой три ученика, мало ошибок
По главному слову именные (главное слово - существи­тельное^ прилагательное, числительное, местоимение); глагольные (главное слово - формы глагола); наречные (главное слово - наречие) вход в школу, довольный результатом, обе подруги,нечто новое составить план, проситьзайти, говорить улыбаясь, читать вслух крайне важно, незадолго до каникул
По виду подчи­нительной связи согласование управление примыкание примыкание Весёлый смех Выключить свет Встретиться случайно

Сочетания слов, которые не являются словосочетаниями


1. Подлежащее и сказуемое Весна идёт, дети рисуют

2. Однородные члены предложения.

Яблони и груши

3. Сочетание служебных частей речи, глагола-связки, других вспомогательных слов с полнозначными.

На улице, буду работать, более совершенный.

4. Фразеологизмы.

Бить баклуши, ноль внимания.

3. Выписать словосочетание, определить главное и зависимое слово.

Деревянный стол, роман и повесть, более аккуратный, менее тепло, весна идёт, ученическая тетрадь, могу поблагодарить, находчивая волшебница.

4. Выразительное чтение басни Крылова «Ворона и Лисица»

Второй год обучения. Русский язык

Тема 2. Предложение.

Цель: повторить, что такое простое и сложное предложение, выучить виды предложений по цели высказывания, учить строить вопросительные предложения с помощью вопросительных местоимений, учить определять основную мисль текста, подбирать заголовок, составлять план высказывания; воспитывать бережное отношенгие к одежде.

Ход урока

1. Опрос и проверка домашнего задания.

– Что такое синтаксис?

- Что такаое словосочетание?

- Как найти в нём главное и зависимо слово?

2. Новая тема.

Предложение

Предложение - минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамма­тически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Виды предложений

По характеру выражаемого в пред­ложении отношения к действи­тельности Утвердительные Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин). Отрицательные Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит (М. Лермонтов).
По цели высказывания Повествовательные Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин). Вопросительные Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов). Побудительные Ну что ж, садись, светило! (В. Маяковский).
По составу Простые На холмах Грузии лежит ночная мгла (А. Пушкин). Сложные Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).
По наличию одного или двух организующих центров Односоставные Что посеешь, то и пожнешь (Пословица). Двусоставные Грачи улетели...(И. Некрасов).
По наличию или отсутствию, второстепенных членов Распространенные Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени (И. Тургенев). Нераспространенные Как хороши, как свежи были розы\ (И. Тургенев).
По наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры пред­ложения Полные Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же — к людям, к обществу (И. Тургенев). Неполные

3. Запиши слова, а затем произнеси их правильно. Составь с ними побудительные предложения.

Поставь, оставь, готовь, приготовь.

4. Продолжи предложения так, чтобы они получились разными по цели высказывания. Запиши их. Какой знак препинания нужно поставить в конце каждого предложения?

Ребята с нетерпением ждут… Нравится ли тебе… Поскорей выходи на улицу и … Мой друг не любит опаздывать на … Приятно любоваться…

5. Домашняя работа. Выучить правила, списать текст

Второй год обучения. Русский язык

Тема 3. Виды предложений по эмоциональной окраске.

Цель: повторить, что такое предложение, выучить виды предложений по эмоциональной окраске, развивать творческие способности учащихся; совершенство­вать речь, расширяя словарный запас; воспитывать эмоцио­нальность речи.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

I. Актуализация опорных знаний учащихся

Творческое задание

♦ Подберите однокоренные слова к данным ниже, объясните на основе подоб­ранных слов, что означают данные понятия.

Повествовательный (повествование, повествователь, повесть, исторически от весть); побудительный (побудить, побуждение, возбудитель); вопроситель­ный (вопрос, вопрошать); восклицательный (воскликнуть, восклицать, клич).

♦ Приведите примеры этих видов предложений.

III. Постановка целей и задач урока

Учитель. Используя различные виды творческих работ, сегодня на уроке вы будете учиться различать восклицательные и невосклицательные предложе­ния по эмоциональной окраске.

IV.Повторение пройденного материала Конструирование предложений (по вариантам)

Вариант 1

Постройте ответы на вопросы так, чтобы предложения были повествова тельными.

1) Какую роль играет солнце в жизни человека?

2) Что вы чувствуете, когда в дождливый и хмурый день из-за туч неожиданно появляется солнце?

3) Может ли быть человек похожим на солнце?

Вариант 2

Постройте вопросительные предложения к данным ниже ответам.

1) Отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза (И. Соколов- Микитов).

2) В тебе есть капелька солнца (В. Солоухин).

3) Свет — это красота, без которой жизнь теряет свою значимость (Ю. Куранов).

V.Объяснение нового материала

1. Материал для наблюдения.

2. Знакомство с теориейУчитель. Все предложения по интонации делят на восклицательные и не­восклицательные. Восклицательные предложения в конце всегда имеют вос­клицательный знак.

VI.Закрепление изученного материала

♦ Придумайте восклицательные предложения. Запишите их. Используйте слова из «Кладовой подсказок» (на доске).

«Кладовая подсказок»

Как хорошо, замечательно, чудесно, красиво
Какой снег, день, спуск
Какая зима, горка, снежная баба
Посмотри на красоту, белизну, деревья, рябину
Снег такой сверкающий, чистый, свежий

2) Творческая работа

♦ Устно составьте высказывание по рисунку (с. 82). Используйте при этом материал упражнения № 258 и ранее составленные восклицательные предложения.

2. Объяснительный диктант

(Выполняется на доске и в тетрадях.)

Задание. Над предложениями надпишите их вид по цели высказывания и интонации.

Как хороша природа! Ночью дневное буйство света утихает. Выйдем на улиц! Звенит под ногами снег. Свет луны отражается на далёких вершинах. Светом про низан воздух, тонкие. холодные облака в высоком небе. Ощущаете, как хорошо?

(По И. Соколову-Микитову)

Словарная работа

Луна — небесное светило (укр. місяць).

Комментарий. После проверки диктанта на доске учащиеся проверяют свои работы, сверяя с текстом на доске.

VII. Итог урока

Беседа

♦ Какие виды предложений вы уже знаете? Какими из них вы пользуетесь чаще всего?

♦ Скажите, используя восклицательное предложение, как вы себя чувствова­ли на уроке.

VIII. Домашнее задание

Выполнить упражнение №

IX. Подготовка к выполнению домашнего задания Работа в парах по упражнению № 259

X. «На закуску»

1. Слушание, понимание

♦ Из каких видов предложений состоит это стихотворение?

♦ Какой формой речи воспользовался народ при составлении потешки? (Диа­лог)

—Куда, Фома, едешь? — На что тебе коровы? Куда погоняешь? — Молоко доить.

—Еду сено косить. — А зачем молоко?

—На что тебе сено? — Ребяток кормить.

—Коровок кормить.

Словарный диктант

Комментарий. Один ученик пишет диктант на доске, остальные — в тет­радях. После проверки диктанта на доске ученики самостоятельно проверяют диктанты в своих тетрадях.

Едешь, погоняешь, косить, коровы, молоко, кормить.

Второй год обучения. Русский язык

Тема 4. Члены предложения.

Цель: повторить сведения по синтаксису; познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», его главными и второстепенными членами; учить практической работе по синтаксису; воспитывать уважение к книге. Оборудование: таблица типов предложений (на доске).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Словарный диктант

Молодой, могучий, идти, сбросить, холод, последний, неожиданно, сра­зу, сделать, держать, совет, никогда, однако, лететь, смеяться, перед, погода, младший.

2. Разбор известных орфограмм

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Терминологический диктант Задание. Запишите одним словом.

Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение... {син­таксис).

Главное и зависимое слово образуют... (словосочетание).

Вопросительными, побудительными, повествовательными бывают... (предложения).

По эмоциональной окраске предложения бывают... (восклицательными).

2. Узнавание

Задание. Назовите понятия из таблицы (на доске), касающиеся типов пред­ложений, которые вы уже знаете. Расскажите о них, воспользовавшись предло­женными примерами.

Предложения Примеры
Простые (укр. прост!) Дружба людей гору богатств создает
Сложные (укр. складш) Собака лает — ветер носит
Повествовательные На воре шапка горит
Побудительные Береги честь смолоду
Вопросительные Какие пословицы вы знаете?
Восклицательные Хлеб — всему голова!
Невосклицательные Чужим умом век не проживёшь
Односоставные (укр. односкладт) Смотри в оба
Двусоставные (укр. двоскладш) На ловца и зверь бежит
Полные (укр. поет) Нашла коса на камень
Неполные (укр. неповш) Тебе понравились пословицы? Да, понравились
Распространенные (укр. поширет) Иголка всем шьёт, а сама голая
Нераспространенные (укр. непоширенЦ) Здравствуйте, проходите да хвастайте

Прочитайте, какие типы предложений вы ещё не изучали. Что вы знаете о них из украинского языка?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

Предложение — это слово или несколько слов, в которых заключается прсс вопрос или побуждение. Слова в предложении связаны по смыслу и граммах ски (с помощью окончаний (укр. затнченъ), предлогов (укр. прийменників)).

Так же, как и в словосочетании, в предложении есть главные и зависимь них слова, т. е. главные (укр. головні) и второстепенные (укр. другорядні) члены предложения. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — называются грамматической основой. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое, если две и более — сложное.

ВНИМАНИЕ!

1. Слово «грамматический» пишется с двумя м.

2. Подлежащее и сказуемое образуют предложение, поэтому не могут быть словосочетанием.

Подлежащее чаще всего отвечает на вопрос кто? что? Сказуемое — что делает? предмет; кто такой? что такое? предмет; ков? предмет.

Пример

что?

I ^

Хлеб — всему голова.

чему?

(Что в этом предложении обозначает тире? (Есть)

Это предложение простое, потому что тут одна грамматическая основа.

2. Чтение. Выполнение упражнения № 386

V. Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником

1) Выполнение упражнения № 387

2) Выполнение упражнения № 388 (устно и письменно)

♦ Найдите и подчеркните грамматическую основу в предложениях.

2. Чтение вслух. Выполнение упражнения № 384

3. Деловая игра «В библиотеке»

Комментарий. Играют 2-3 учащихся по желанию. Во время подготовки ? : учащихся, остальные выполняют письменное задание к упражнению № 39С.

Задание. Вы — библиотекарь. Расскажите пришедшим к вам в первый раз учащимся о библиотеке и правилах пользования книгой.

«Пришедшие в библиотеку» готовят 1—2 вопроса «библиотекарю».

Например:

* Какие разделы есть в вашей библиотеке?

• На какое время вы даёте книгу?

• Сказки каких народов у вас есть?

VI. Итог урока

VII.Домашнее задание

Выучить теорию по учебнику.

Высокий и достаточный уровни

Выполнить упражнение № 393. Используя слова упражнения, составить 2-3 предложения. Подчеркнуть главные члены предложения.

Средний уровень

Выполнить упражнение № 391.

Творческое задание Выполнить упражнение № 392.

Второй год обучения. Русский язык

Тема 5. Способы передачи чужой речи.

Цель: выучить способы передачи чужой речи, рассмотреть знаки препинания при прямой речи; учить пересказывать тексты художественного стиля; воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки в семье

ХОД УРОКА

1. Опрос и проверка домашнего задания.

- Прочитай, дополняя предложения.

Подлежащее и сказуемое - … члены предложения. Подлежащее показывает, … говорится в предложении, а сказуемое - … сообщается о … . Вокруг них группируются … члены предложения, которые …., …. главные. Одни второстепенные члены предложения примыкают к …, а другие – к … . Между группой подлежащего и группой сказуемого в устной речи мы часто делаем … , но … не ставим. В некоторых случаях между ними ставим … .

Для справок . Запятая, тире, дополнять, пояснять, главный, второстепенный, подлежащее, сказуемое, пауза, о чём, что

- Определите главные и второстепенные члены предложения.

Картинка

Папа шагает по улице ч дочкой,

Дочка собаку ведёт на цепочке.

Держит собака в зубах поводок,

А в поводке выступает щенок.

Так и не смог я в тот вечер понять,

Кто же кого из них вывел гулять?

2.Новая тема.

Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того,

кто ее произнес, подумал, написал.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом.

1, Прямая речь после слов автора. А: «П» Мать сказала: «Пора вставать, сынок»

А: «П?» Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём

прогуляться на вал?»

А: «П!» Я подумал: «Назад надо!»

А: «П…» Закричали: «Лезь под вагоны…»

2. Прямая речь перед словами автора. «П», - а «Лесть и трусость – самые дурные пороки», -

громко промолвила Ася.

«П?» - а «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?»-

спросил Сурок Лисицу.

«П!» - а «Оставь напрасный труд, мой брат!»-она сказала

«П…» - а «Праздная жизнь не может быть честною…» -

писал А.П.Чехов

3. Слова автора внутри прямой речи.

а) если прямая речь представ­ «П, - а,- п». «Соседка, перестань срамиться, - ей шавка ляет собой одно предложение, «П, - а, - п!» говорит, - тебе ль с Слоном возиться?» то записывается по схеме: «П, - а, - п?»

«П, - а, - п…»

б) если прямая речь состоит «П, - а. - П». из нескольких предложений, «П, - а. – П!» то записывается так: «П, - а. – П?»

«П, - а. – П…»

в) если на месте разрыва дол­ жен стоять !, ?,..., то: «П! - а. - П».

«П? - а. - П».

«П… - а. - П».

г) если в словах автора есть два «П, - а: - П». «Идём, холодно сказал Макаров и

угрюмо добавил: - Поторопитесь» глагола со значением выска­ зывания, то записывается так:

4. Прямая речь внутри слов автора. А: «П?» - а. И только когда он шептал : «Мама!

Мама!» - ему становилось легче.

Если на месте разрыва в словах автора должна

стоять запятая, она ставится после прямой речи.

5. Диалог без слов автора.

6. Диалог со словами автора.

3. Прослушать текст и пересказать его.

4. Домашняя работа. Выучить правила, списать текст.

Второй год обучения. Русский язык

Тема 6. Языковая тема.

Цель: проверить уровень знаний, учений и навыков по изученным темам; воспитывать желание хорошо учиться.

Ход урока

1. Укажите словосочетание, в котором неправильно определено главное слово

Строить дом в осеннем лесу

В осеннем саду убирать урожай

Наш класс помог товарищу

Бригада геологов отряд партизан

2. Укажите ряд слов, которые

А. можно назвать Б. нельзя назвать

словосочетание словосочетанием

1) Резвятся белки, народ хранит, тянутся слухи, приезжают дети

2) Ехать из Крыма, проверять диктанты, откроется перед вами, наблюдать за белками

3. Укажите предложение, в котором неправильно определена грамматическая основа:

Дети празднично украсили класс.Дети с увлечением слушали рас сказ старого охотника. Вчера Коля купил тетрадь. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

4. Подчеркните грамматическую основу.

Отвели они девицу вверх во светлую светлицу. Хмуро тянется непогожий день.

5. Придумайте предложение по схеме:

6. Расставьте знаки препинания:

Отвечает золотая рыбка Не печалься, ступай к себе!

Как твои голки? Ёж спросил у ёлки.

2. Домашнее задание. Повторить изученные правила.

Кiлькiсть переглядiв: 0

Коментарi