Первый год обучения. Русский язык.

Тема 1. Звуки и буквы. Алфавит.

Цель: познакомить учащихся с русской азбукой; сопоставляя русский и украинский алфавиты, выучить отличие некоторых русских и украинских букв; познакомить с звуками и буквами русского языка; прививать уважение к правильному использованию языка, начиная с алфавита.

Ход урока

Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье

погрузиться во всю неизмеримость его

и изловить чудные законы его

1. Давайте познакомимся!

Работа с эпиграфом урока.

Словарная работа.

Громада – огромный предмет, что-то очень большое ( громады гор, громады кораблей)

Изловить – поймать

Наслаждение – высшая степень удовольствия

Неизмеримость – невозможность измерить что-то из-за больших размеров.

2. Беседа.

Подберите слова, отвечающие на вопрос какой? К словосочетанию «русский язык» ( чудесный, близкий, красивый, знакомый, родной)

3. Слово учителя.

- Русский язык – один из самых богатых языков мира. В самом крупном словаре русского языка ( 17 томов) собрано 120 тыс. слов. Но ведь сюда не вошли имена, фамилии, названия рек, озёр, городов. А сколько ещё существует других словарей? Как же сформировался такой богатый язык?

4. Слушание и понимание текста. Задание: прослушайте текст ( название текста не сообщается)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современный русский язык произощёл от древнерусского языка. На нём говорили восточнославянские племена, образовавшие в ІХ веке народность в Киевском государстве.

Этот язик обладал большим сходством с язиками других славянских народов, но отличался некоторыми особенностями произношения и значения слов.

Все славянские язики ( польський, чешский, словенський, болгарський, украинский, белорусский, руський и др..) происходят от единого, существовавшего ранее.

В ХVI – XV в.в. в результате распада Киевской Руси на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский.

5. Беседа по прослушанному тексту.

- О чём этот текст? Как бы вы назвали этот текст, озаглавили его?

- Какие незнакомые слова вам встретились?

- Как вы думаете, откуда появилось слово « славяне»?

Слово «славяне», как предполагают, произошло от существительного словене, словенцы, в свою очередь название произошло от сущ. «СЛОВО» - речь, и означало «ГОВОРЯЩИЕ» ( говорящие понятно)

6.Теоретический материал.

Ты знаешь, что в устной речи слова состоят из звуков. – гласных и согласных. На письме эти звуки обозначаются буквами. Звуки мы пишем и произносим, а буквы – видим и пишем.

- Назовите гласные звуки украинского языка.

- Назовите глухие и звонкие звуки украинского языка.

- Расскажите алфавит украинского языка.

7. Изучение алфавита русского языка и определение букв, которые отличаются в русском и украинском языках.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание. Выучить алфавит.

Первый год обучения. Русский язык.

Тема 2. Гласные звуки, их графическое изображение

Цель: выучит различие украинских и русских гласных букв, учить правильно писать русские слова; прививать навык правописания безударных гласных; обучать учащихся составлять диалог; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Ход урока

1. Опрос и проверка домашнего задания (алфавит)

2. Новая тема.

И- І, І-И, Е-Є, Э-Е, Ё-ЬО, ЙО

3. Беседа.

- Что такое ударне гласне?

- Что такое безударные гласне?

- Как вы думаете, для чего в русском языке нужно знать, как произносятся безударные гласне? ( Чтобы не ошибиться при их написани)

4. «Запоминаем правило»

Как и в украинском языке, так и в русском, чтобы проверить написание безударной гласной, нужно подоб рать однокоренное слово ( или изменить слово), чтобы эта гласная стала ударной.

5. Хоровое чтение по карточке.

Задание. Хором прочитайте слова, правильно проговаривая звуки в безударных слогах.

Стоит стол мой у окна.

Из окна видны дома.

В гости заглянул певен

Рощи - скромный молодец.

Песню спой мне, соловей,

Про своих лесных друзей.

6. Памятка «Как списывать?»

1) Прочитай слово.

2) Отметь «опасные» места

3) Пиши, диктуя себе слово по слогам.

4) Проверь: прочитай слово в тетради и это же слово в учебнике.

5) Все ли «опасные» места написаны правильно?

7. Словарный диктант с подбором проверочных слов: линейка ( линия), разделить, черника, вечерами, увлекательный, косьба, грибки, сторожка

8. Беседа.

- А как давно вы всей семьёй были в лесу?

- Что вы там увидели? Поделитесь своими впечатлениями от прогулки в лес со своими однокласниками.

9. Составление диалога «Мы недавно всей семьёй были в лесу»

10. Домашнее задание. Выучить правило, списать текст из упражнения

Первый год обучения. Русский язык.

Тема 3. Ударение. Буква Ъ, разделительная роль букв Ъ, Ь

Цель: повторить сведения об ударении, «сильной и слабой» позиции, звуковом значении букв а, о, е, я в слабой позиции, выучить правила употребления разделительных Ъ,Ь, а также определить звуковое значение букв е, ё, ю, я после Ъ,Ь, после мягкого согласного и в начале слова, после гласных ( в сопоставлении с украинским языком); продолжить обучение диалогу по опорным словам; воспитывать бережное отношение к предметам одежды.

Ход урока

1. Повторение букв, которые отличаются в русском и украинском языках.

2. Поставить ударение в словах, объяснить их правописание:

Доска, звонок, тетрадь, ребята, подруга, работа, обложка.

3. Запись схемы в тетрадь.

Ё

Е

После ¬ на согл. Ъ Ю

Я

4. Изучение рифмограммы.

После приставок на согласный звук

И перед буквами Е, Ё, Ю, Я

Пишите твёрдый знак: съедобный лук,

Всё необъятное объять нельзя.

5. Игра «Собери слово»

От У

Под ехать В ехать

Об

6. Объяснение орфограммы.

В корнях, после корней перед е, ё, ю, я и перед буквой и пишут разделительный мягкий знак.

7. Изучение рифмограммы.

А в корне, перед и, е, ё, я

Пишите мягкий знак, друзья.

8. Распределительное списывание.. Распределите и спишите слова, написанные на доске, в две колонки: с Ъ и Ь разделительными знаками. Обозначьте приставки в словах, где это нужно.

Пью, объём, вью, подъезд, шью, съезд.

9. Теория.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ( йэ), ( йо), ( йу), (йа):

- в начале слова: ель, ёж, юла, яблоко

- после Ъ, ь знаков: подъезд, подъём, лью, листья;

- после гласных:, поёт, поющий, пение, пиявка

Если ъ всегда выполняет роль разделения, то ь служит как для разделения, так и для смягчения предыдущего звука: моль, вьюн

10 Распределительный диктант.

Распределите слова в два столбика: в первый – слова, где ь служит для смягчения, во второй – где ь служит для разъединения:

Ночь, день, соловьи, друзья, вратарь, вью, степь, пью, соль.

11. Составить диалог по опорным словам: шью, платье, объявление.

12. Домашнее задание. Выучить правила, списать текст

Первый год обучения. Русский язык

Тема 4. Деление слова на слоги.

Цель: дать учащимся представление о делении слова на слоги, переносе, провести тренировочную работу, развивая навыки; показать связь произношения, написания, понимания; воспитывать внимательность.

Ход урока

1. Словарный диктант.

Съесть, объявление, подъехать, вьюн, вольер, соловьи.

2.Беседа.

- Какие буквы из изученных нами в русском языке не обозначают звука? (ъ,ь)

- Что различает слова съел, сел.

- А какая буква в украинском языке не обозначает звука? (ь)

- Укажите группу слов, в которой в каждом слове букві я, ю, е, ё обозначают два звука:

А) яма, ёж, день, юла, сім’я;

Б) яма, ёж, юла, баян, жюри;

В) юла, семья, яма, ёж, баян

3. Повторение. Игра «Кто быстрее и правильнее?» Два знатока ( один – русского языка, другой – украинского) на доске одновременно начинают писать алфавиты. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее напишет алфавит.

4. Слово учителя.

- Поставьте ладошку под подбородок и проговорите слово. Сколько раз ваша ладошка будет опускаться вниз, столько слогов в слове.. Посчитайте, сколько слогов в словах: дом, голова, пятый.

5. Игра на внимание «Раздели на слоги». Игра идёт по принципу цепочки. Играет сначала один ряд, остальные слушают, потом – следующий. Учащийся называет 1 слог слова. Последний, называющий слог в слове, называет количество слогов в нём.

Учительницы (5), стол(1), скучать (2), побежать ( 3), общеобразовательная ( 9), школа ( 2), необходимость ( 5), наука ( 3), дело (2).

6. Ознакомление с таблицей переноса слов.

Правило Примеры
1. Чаще всего слова переносят по слогам Си-рень, зем-ля
2. Слова, состоящие из одного слога, не переносят Дом, строй. ВНИМАНИЕ! Слова, подобные этим, тоже не переносятся: Азия, ТУ-134, ёжик.
3.Буквы й, ъ, ь на другую строчку не переносят Ба-таль-он, объ-езд, вью-га, зай-чо-нок
4. Двойные согласные вместе не переносят Де-ре-вян-ный, масс-са, пер-рон
5. Нельзя отрывать согласную от корня или от приставки Раз-бить, пере-брать
6. Нельзя на одной строчке оставлять инициалы, а фамилию переносить А.С.Пуш-кин, Г.Х.Ан-дер-сен

7. Поделить на слоги для переноса: алфавит, медальон, объезд, пальчик, ель, Н.В.Гоголь.

8. Домашнее задание. Выучить правила переноса, списать текст

Первый год обучения. Русский язык

Тема 5. Звуковое значение согласных звуков и их обозначение на письме.

Цель: используя знания украинского языка, познакомить учащихся с группами согласных, учить распознавать их по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, познакомить с звуковым значением буквы г, совершенствовать навыки чтения, воспитывать языковое чутьё и внимание.

Ход урока.

1. Самостоятельно разделить на слоги для переноса слова: горячий, класс, весёлый, чтобы, шёл, подъехать, стеклянный, платье.

2. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы:

Дамы гласные

Чуть-чуть опасные:

Если примутся кричать,

Не заставишь замолчать.

Скромные согласные –

Молчуны ужасные,-

Сразу рот на крючок и молчок.

(И.Челышева)

- Какие бывают звуки?

- На какие группы делятся гласные звуки?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

3. Слово учителя.

- Мы уже познакомились со звуками и буквами русского языка. Какой же раздел науки о языке изучает звуки и буквы?

4. Запись в тетради

Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

5. Работа со вспомогательной схемой.

Звуки речи

Гласные Согласные

Ударные Безударные Твёрдые Мягкие Глухие Звонкие

6. Запомните!

Всегда глухие звуки: Стёпка хочешь щиц, фу! (с,т,п,к,х,ч,ш,щ,ц,ф)

Всегда твёрдые звуки: Ж,Ш,Ц

Всегда мягкие звуки: Ч, Й, Щ или шш, шч

7. Тренировочная работа.

Запишите пары слов: конь-кон, был-бил, лук-луг, лук-люк, лог-лёг.

Какими звуками они различаются? Надпишите эти звуки над буквами.

8. Прочитать текст из упр. , дать характеристику звукам в слове платье, напиток.

9. Домашнее задание: выучить схему, списать текст

Первый год обучения. Русский язык

Тема 6. Звонкие и глухие согласные.

Цель: повторить знания, полученные на предыдущем уроке, ознакомить с понятием оглушения звонких согласных, передаваемых на письме буквами б, в, г, д, ж, з на конце и в середине слова, озвончения глухих согласных, предаваемых на письме буквами п, ф, к, т, ш, с в середине слова, способами проверки парных согласных; учить высказывать собственные впечатления; воспитывать культуру речи и грамотность.

Ход урока.

1. Повторение сведений о звуках речи. Дать характеристику звукам в словах: пень, деревья.

2. Новая тема: понятие «слабой позиции» согласных

Дуб- дубы, джаз – джаза, город – города, снег – снега, сторож – сторожить, низ - снизу , голубь – голуби, мягкий - мягок– оглушение

Косьба – косить, молотьба – молотить, просьба – просить – озвончение

3. Прочитай пары слов. Спиши. Назови последний звук в выделенных словах. Какой буквой он обозначен? Как проверить его написание?

Столб – столбы поставь – поставит

Пирог – пироги сядь - сяду

Доход – доходы вглубь – глубина

Сторож – сторожит сквозь - сквозной

4. Повторение. Найдите проверяемое слово

Носы (нос), поля ( поле), дела ( дело), река (реки), спросить ( спросит), просить ( просит), словарный ( слово), несу ( нёс), село ( сёла), весло ( вёсла), летит – (полёт)

5.Прочитай пословицы, спиши. В корнях выделенных слов почеркни те буквы, которые требу ют проверки написания.

Дома и стены помогают. За морем веселье, да чужое, а у нас если и горе, то своё. Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь и назад прилетел. Чужая сторона прибавит ума.

6. Работа в парах. Выберите одну из пословиц и обсудите её. Подготовьтесь коротко рассказать о ней: о чём она ( какова её тема), какой смысл этой пословицы, согласны ли вы с тем, что в ней утверждается, и почему.

7. Домашнее задание. Повторить сведения о звуках речи, выученные орфограммы, списать текст

Первый год обучения. Русский язык

Тема 7. Твёрдые и мягкие согласные.

Цель: повторить знания, полученные на предыдущем уроке, ознакомить с понятием обозначения мягкости согласных, правилами употребления ь для обозначения мягкости, выучить правило правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, нщ, рщ, нч, чн,щн, написание окончаний прилагательного –ого-, -его-; развивать навыки написания слов с этими орфограммами; продолжить обучение составлению диалога;воспитывать поведение согласно обстоятельствам и этикету.

Ход урока.

1. Словарный диктант.

Кто, работа, что, корда, пять, мяч, класс, январь.

2. Новая тема.

Правила Примеры
Мягкость согласных может обозначаться на письме: - буквой ь - буквами е, ё, ю, я, и после согласных Колокольчик, молчать, письмо Гнездо, лётчик, люди, мягкий, бил.
Для обозначения мягкости согласного мягкий знак пишется: - на конце слова - после л перед другими согласными ( кроме л) - после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым Мягкий знак не пишется: - в сочетаниях ч, щ с другими согласными ( нч, нщ, рч, рщ, кч, чн, щн) и в сочетании нн; - в середине слова между двумя мягкими согласными Примечание Между двумя мягкими согласными, стоящими в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, ь не пишется ( за исключением употребления ь после л) День, камень, тень Бальзам, мальчик ( но аллея) Восьмой, нянька, письмо Нянчить, почка, мощный, обезьянничать Бантик, возня, песня Зверь, кость, смерть, степь, но вскользь, льгота, льдина

3. Изучение правила.

ЖИ, ШИ пиши с И Чу-щу – пишу с У

Ча-ща – пишу с А

На конце прилагательных в Р.П. слышим -ова-, -ева-, а пишем - ого-, -его-

4. Закрепление изученного материала.

Зелёного, ночка, борщ, машина, жираф, песня, аллея, чаща, шишка, часть, ножи, широкий, чашка. Щука, частота, жирный, день свежий.

5. Слово учителя. Составление диалога.

- Представьте себе, что вы пригласили в гости на чай подругу. Как вы предложите чай. Что она ответит?

6. Домашнее задание. Выучить правила, списать текст

Первый год обучения. Русский язык

Тема 8. Языковая тема.

Цель: проверить уровень сформировавшихся языковых знаний, умений и навыков по изученным темам; воспитывать желание хорошо учиться.

Ход урока.

1. Найдите строчку, в которой у всех слов произносится в безударном положении А, а пишется буква О. Запишите букву варианта правильного ответа в тетрадь.

А) мороз, молоко, сторож

Б) хочу, сорока, вол

В) оса, лото, подушка

2. В какой строчке во всех словах в корне нужно вставить букву О? Как это можно проверить?

А) в…дитель, ул…вил, …кно

Б) см…треть, р…бота, сл…варь

В) д…ска, д…рить, г…рой

3. Написать словарный диктант.

Объявление, ночью, сестра, класс, товарищ, девять, угощать, Украина, это, если, говорить, твоё, съесть, чтобы, его, народ, жирный, .

4. Напишите слова, добавляя подходящий по смыслу слог ЖИ или ШИ

Лы…, стри…, вер…на, мА…на, …повник, но…

5. Напишите слова, добавляя подходящий по смыслу слог ЧА или ЩА

Зада…, пи…, встре…, пер…тка, ро…, …сы, сове…ние, ту…, …вель, све…, зай…та, на…ло.

6. Спишите и вставьте пропущенные буквы. Подчеркните букву Ё одной чертой, безударные гласные -двумя.

Х…лодная р..са густо п…крывает тр..ву. Но в т..нистых м..стах она л..жит ещ.. долго. В з..л..ный убор уже вплелись …сенние краски. Т…плое лето уходит.

2. Домашняя работа. Повторить изученные орфограммы.

Кiлькiсть переглядiв: 0

Коментарi

  • RobertPef

    2017-11-22 11:25:25

    Самые свежие новости России и мира. Новости экономики и политики в России и мире, происшествия, общество, спорт, наука, культура. Авто Деньги Здоровье Игры Калейдоскоп Культура Наука и технологии Ноутбуки Общество Политика Происшествия Спорт Телефоны Экономика и многое другое на http://newsfbe.xyz/ ....

  • TangachLigo

    2017-11-22 07:40:01

    The design of the exemplar is explained including the operator interface, as this is an outstanding representative influencing the gain for the end group. Study the skin since a injudicious, which starts as midget, pink, macular, nonitchy, blanch-able spots on the wrists, forearms, and ankles. Visit your feet regularly for thick, stained nails, cracks or cuts, shedding or order [url=http://www.magellanmusic.com/stable/collection26/opinion15/]generic differin 15 gr free shipping[/url] acne 1cd-9....

  • Payday Loan

    2017-11-22 06:57:14

    money loan bad credit bad credit personal loans personal loans bad credit [url=https://badcreditpersonalloans.us.com]where can you get a loan with bad credit[/url]...

  • Saturassamb

    2017-11-22 05:37:10

    Agreeable word communication skills are necessary when performing nursing assessments and providing child/family teaching. Here also, there is a clarify assumption that the sake of IP chemotherapy power be pro- jected into earlier stage condition because they are by clarification without extra-ovarian disease or, at least, minimal unrecognized extra-ovarian disease. These treatments are offered by extremely specific hospitals in Bharat [url=http://www.magellanmusic.com/stable/collection15/opinion7/]cheap ventolin 100 mcg with mastercard[/url] asthma spacer...

  • Jamessoype

    2017-11-22 04:47:38

    I like to get my inspiration from really meaningful phrases said by truly great people like “The only thing I know is that I know nothing”, do you know where I can find thematic compiltaions of those? http://panpic.com.vn/working-tips-on-writing-an-essay-2/...

  • sochiNah

    2017-11-22 04:33:25

    веб-студия Sochi.cat [url=http://созданиесайтовсочи.рус]создание сайтов Сочи[/url] [url=http://создание-сайтов-сочи.рус]создание сайтов Сочи[/url]...

  • Joeasype

    2017-11-22 04:16:40

    professional essay writing help college essay essay help service [url=https://collegeessay.us.com]college essay help[/url]...

  • KipplerKn

    2017-11-22 04:12:50

    Just so, we now distinguish that we can position our biological arrangement as the pages on which the territory writes the play of our development. With cock's-crow diagnosis and treatment, the child has a better prognosis for reaching a reasonable of age height. That is what our lodge is up against [url=http://www.magellanmusic.com/stable/collection16/opinion12/]atrovent 20 mcg fast delivery[/url] medicine rising appalachia lyrics. Spirituality, a larger pull exchange for numerous individuals, provides a meaning and purpose to memoirs and is a foundation for and a creator of partiality, relationships, and service...

  • ArmonZes

    2017-11-22 04:03:03

    Parents may also assist their little one by way of buying a small thrift-store valise, spray-painting it, and allowing the child to decorate it with his or her name, pictures of forebears, stickers, or favorite account characters. By far-away the most popular art for doing electrophysiology on these cells is tatter bracket recording. Ok, since I forgave you of each of your cheatingways' [url=http://www.magellanmusic.com/stable/collection11/opinion5/]purchase eurax 20gm line[/url] skin care vitamins...

  • A Payday Loan

    2017-11-22 03:56:51

    quick loans small fast loans quick personal loans [url=https://quickloans.us.com]fast loans lenders[/url]...